Саамские амулеты
Коренной финно-угорский народ Северной Европы, проживающий в Норвегии, Швеции, Финляндии и на российском Кольском полуострове, имеет название саамы. По-другому их еще называют лопари. Имеют саамы свою национальную идентификацию, есть у них свои атрибуты – флаг и гимн.
Лопари издревле были хорошими охотниками. Их культура и религия имеет свои характерные черты: саамы считаются одними из самых сильных шаманов, а их саамские амулеты известны далеко за пределами их территорий.
Общие традиции верований саамов
Верование в божественные силы у этих северных народов схоже с религией североазиатов. У них существуют свои духи, которым они поклоняются. Однако характерным отличием является культ предков. Есть у саамов своих промысловые духи, которым они поклоняются:
- Духи оленеводства. Покровителем является Оленья хозяйка. Саамская хозяйка оленей схожа с человеком: у нее есть лицо и ноги, но тело покрыто шерстью, как олень. Для получения защиты оленьего стада от Хозяйки оленей принято жертвовать ей кости убитых оленей.
- Тундровый дух. Имеющий название Гофиттерак, он обладает невидимыми оленями. Они звоном колокольчиков выводят стада, чтобы последние не заблудились.
- Рыболовный дух Аккрува. Это существо наполовину рыба, наполовину человек: нижняя часть тела от рыбы, а голова и верх — от человека. Этот дух несет удачу в рыболовстве.
- Дух охоты. Черного цвета с хвостом дух Мец-хозин, или хозяин леса, при его почитании помогал в охоте. Раззадоренный Мец-хозин за неуважение к нему мог завести охотника в чащобу.
«Они не имеют оружия, которым бы оборонялись. Нет у них лошадей и крыши над головой. Питаются они травой, шкуры служат им одеждой, вместо ложа – земля,» – так говорили про древних саамов. Все, на что они надеются, — стрелы, на которые вместо железного они насаживают наконечник из кости. Охотой кормятся и мужчины, и женщины. Последние везде следуют за мужьями. Укрытие от дикого зверя и плохой погоды – сделанный из веток шалаш. Но для них это более счастливое дело, чем работать в полях и строить дома, заботиться об имуществе, своем и чужом.
- Среди мужских духов — медведь, которого саамы прозвали дедушкой, стариком, мохнатым.
Символ волка саамы считали проклятым, а почитали и уважали бурого медведя.
Амулеты в жизни саамов
Самыми распространенными священными оберегами у саамов были части животных.
- Рога оленей чуэрвь-гарты способствуют успеху охотников, делают их более добычливыми, помогают при нашествии врагов. Даже не обладающий умениями шаманства мог пошевелить оленьи рога так, чтобы против врагов началась на воде буря и утопила их.
- Зубы щуки хранят от сглаза и помогают рыболовам. Их весят на косяки дверей и окон.
- Медвежьи когти подвешивают мужчины на пояс, чтобы они помогали в охоте и возвращению домой.
- Зубы лося привязывают к кроватке малышей от порчи и сглаза.
- Камень «ерпе четьке» – это амулет счастья. Он выглядит как плоский орех с медный пятак. Он не тонет, а забирает в себя жидкость и разбухает, поэтому зовется «живым». Если человек находит «ерпе четьке», ему сулит непременное счастье.
- Божки-куклы заворачивали в тряпку. С таким амулетом саамы не расставались, они несли защиту и удачу.
Саамские колдуны были страшны для викингов, ими восхищались путешественники. Самыми сильными считались шаманы Кольского полуострова. В своих ритуалах они использовали бубны и специальные поясы с подвесками, на которые наносили символические знаки — изображения солнца и луны, облаков и грома.
Олень в саамских амулетах
Символ Солнца, связанный с возрождением и чистым светом, дикий олень является самым распространенным оберегом. Рога оленя напоминают солнечные лучи и ассоциируются с плодородием, а также из-за схожести с ветками напоминают Дерево жизни саамов. Олень-самец у народов севера является амулетом изобилия. Обереги из оленьих рогов приносят:
- здоровую и долгую жизнь,
- защиту дома,
- стремительность мужчинам и красоту женщинам,
- счастье и успех.
Олень – это вечный змеиный враг. Служа небу и свету, он в противовес змее, которая символизирует подземельную и ночную жизнь, одолевает злые силы.
Согласно древней легенде, олень присущим ему запахом может прогнать змею.
Олень как божественный посланник, служит посредником между небом и землей. Он также служит символом благородства и величия.
Культ женщины у саамов имеет особое значение: они наделены божественными чертами. Женский амулет с видом бога Плодородия на спиле оленьего рога, помогает в продолжении рода и укрепляет мир в семье.
Орнаменты с изображением оленя на меховых и кожаных изделиях саамского народа, а также на тканевых и вязаных национальных костюмах, на деревянных и берестяных украшениях хранили охотников в лесу, помогали рыбакам в море, защищали женщин и детей.
Уважительное отношение к оленьим рогам позволяло забрать потенциальную силу предков. Оленьи рога забрасывали на крыши жилищ и прибивали к стенам для защиты дома.
Камни как амулеты саамских народов
Природные камни-валуны, называемые сейдами, являются у саамских народов выражением верований. Сейд выбирался для почитания и поклонения всем селением. Вокруг священных камней жители делали ограду и приносили жертвы. Среди правил для уважения сейдов – тишина, отсутствие ругани и даже шуток во время церемонии-обряда около камня. Для сейдов готовят подарки, к ним подносят любимую саамскую пищу. Считается, что сейды в благодарность помогают рыбакам загнать рыбу в сети, охотникам – в выпасе оленей. Предания говорят, что за грубость и усмешки святые камни наказывают отсутствием добычи, болезнями и смертью. Сейды были тесно связаны с культом предков.
Есть у саамских народов и красный природный камень эвдиалит, который при сверкании на солнце напоминает кровь. По древнему преданию, это кровь мифического героя Куйва, возглавлявшего шведское войско, против которого сражались саамы. Куйва был поражен в бою и превратился в скалу, а тундра вокруг этой скалы была окраплена кровью погибших саамцев. Кровяные капли переродились в камни, напоминая о борьбе северных народов. Эвдиалит – это амулет воинов, камень придавал им отвагу и мужество, защищал от гибели.